ГАЗИФИКАЦИЯ НА ДОРОГАХ. НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ ГАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ — ПРОРЫВ ГОДА

27.12.2016.

Старт производства новых двигателей!

Месяц назад на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ» Владимир Путин дал старт производству инновационных газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG, и вот первые машины с новыми моторами уже сходят с конвейеров российских автозаводов.
Пуск производства отечественных средних рядных двигателей для грузовиков и автобусов, работающих на сжатом природном газе, уже сам по себе стал прорывом года — до сих пор ничего подобного в нашей стране просто не делали. А на днях свершилось то, ради чего, собственно, и строили новое производство на Ярославском моторном заводе. С конвейера Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде — оба предприятия входят в «Группу ГАЗ» российского промышленника Олега Дерипаски — сошел первый серийный грузовик «ГАЗон NEXT» с метановым «сердцем» под капотом.
 
На вид автомобиль почти не отличается от дизельного аналога. Лишь красные баллоны, стройной батареей выглядывающие из-под кузова. Машина такая же тяговитая и приятная в управлении, а заправившись под завязку, на ней можно проехать почти четыре сотни километров. При этом владельцы такого грузовика тратят на топливо почти вдвое меньше: при среднем пробеге 60 тысяч км в год экономия по сравнению с дизельной версией составит более 160 тысяч рублей. Надо ли напоминать, что снижение транспортных издержек — первоочередной аргумент для коммунальщиков, строительных, транспортных компаний.
 
В завод по выпуску современных дизельных и газовых двигателей «Группа ГАЗ» вложила около 11 млрд рублей. Конечно, на машину можно было поставить импортный силовой агрегат. Для компании получилось бы быстрее и дешевле, чем инвестировать в новое производство, вот только подскочивший курс доллара не просто перечеркнул бы автовладельцам всю экономию от перехода на газомоторное топливо, но и сделал бы покупку такой техники неподъемной. Поэтому в Ярославле рискнули создать свой двигатель. Этот путь хоть и сложный, оказался наиболее верным, учитывая и свободу в создании модификаций для разнообразных видов техники.
 
Газовые «четверки» и «шестерки» сделаны на базе современных дизельных двигателей ЯМЗ-530, унификация с которыми составляет 85%. Собирают их в новом производственном корпусе, одном из лучших в Европе, где сразу и не поймешь, кто хозяин — робот или человек. Запуская в ноябре этого года серийное производство газовых двигателей, глава государства Владимир Путин отметил, что «на ЯМЗ нашлись такие люди, которые приложили все усилия, чтобы проект был реализован: речь идет и о топ-менеджерах, и о рядовых сотрудниках. Вы все вместе добились блестящего результата».
Первый серийный газовый двигатель ЯМЗ-530 из Ярославля был отправлен в Нижний Новгород на Горьковский автозавод для комплектации среднетоннажных грузовиков «ГАЗон NEXT», которые теперь тоже начали собираться серийно. 
 
Начальник четвертого конвейера Горьковского автозавода Алексей Махов рассказывает, что запуск новинок для ГАЗа в последние годы — обычная практика. «За последние несколько лет мы пережили череду стартов. В 2014-м запускали первую — дизельную, версию «ГАЗона NEXT» — кстати, в церемонии по телемосту тогда тоже принял участие Владимир Путин. Несколько месяцев назад освоили шасси для современного городского автобуса «Вектор NEXT», и вот теперь еще одна новинка — газовая модификация «ГАЗона», — говорит Алексей Махов. Хотя газовые версии машин собираются в одном потоке с дизельными, рабочие места операторов на конвейере были организованы по-новому. Первым делом обучили людей тонкостям сборки техники на сжатом природном газе, закупили новые инструменты.
 
Новые газовые двигатели планируется устанавливать на различные виды техники — грузовики, автобусы, строительно-дорожную и сельхозтехнику. В Челябинской области на еще одном заводе «Группы ГАЗ» все готово для старта следующей газовой премьеры — тяжелого грузовика «Урал NEXT» CNG. Конструкторы сохранили внедорожные характеристики, функциональность надстроек и экономичность машин. Хотя сначала казалось, что это палка о двух концах — устанавливая на шасси больше баллонов с метаном, можно было бы увеличить запас хода, но при этом сократить дорожный просвет или пожертвовать возможностями для монтажа цистерн, крановых манипуляторов или вахтовых автобусов. Но и с этой задачей справились. Теперь грузовик может преодолевать без дозаправки рекордные в своем классе 900 км, что особенно важно на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока, где и служат в основном «Уралы».
 
На этом дорожная газификация не остановится. Уже скоро с двигателями ЯМЗ-534 CNG и ЯМЗ-536 CNG будет производиться автобусный ряд «Группы ГАЗ». Вообще-то в ее продуктовом арсенале давно есть и «пазики», и «лиазы», работающие на метане, — компания является пионером в разработке газомоторного пассажирского транспорта. Но в той технике используются как раз импортные силовые агрегаты — теперь их место займут ярославские. Ведется работа по установке двигателей ЯМЗ-530 CNG на тягачи Минского автомобильного завода, а там и до новых экспортных рынков рукой подать — сейчас продукция «Группы ГАЗ» поставляется в 40 стран. Опыт работы с партнерами из Западной Европы у ярославцев приличный. В том же самом производственном комплексе Ярославского моторного завода, где собираются двигатели ЯМЗ-530, в соседнем цехе собирают моторы для автомобилей Mercedes.
 
— Я не знаю примеров того, чтобы «Мерседес», например, размещал заказ на двигатели для своих автомобилей на российском заводе. А у вас это есть. Это показатель работы высшего качества, — говорил в ходе недавнего посещения ЯМЗ Владимир Путин.
 
Сегодня газовые моторы ЯМЗ соответствуют экологическим стандартам «Евро 5», впрочем, по словам конструкторов, их доработка до еще более высокого уровня займет минимум времени: двигатель уже сейчас практически готов к тому, чтобы соответствовать самым строгим требованиям по выхлопу.
 
— Наши дальнейшие планы — развитие данного двигателя до «Евро-6». К реализации этого проекта приступим уже в следующем году. Это позволит нам укрепить позиции на экспортных рынках, где экологические нормативы выше, чем в России, — говорит директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» Руслан Греков.
 
Серийный выпуск моторов «Евро-6» предполагается уже через 2 года, что позволит нарастить долю экспорта в продажах «Группы ГАЗ».
 
— То, что вы делаете, — это отлично! — дал свою оценку машиностроителям «Группы ГАЗ» Президент РФ. — Если вы будете производить высокотехнологичный и конкурентоспособный продукт для мирового рынка: европейского, азиатского, латиноамериканского или северо-американского — то никакие ограничения никому не помогут. Качественный продукт себе всегда дорожку протопчет и свою нишу займет.